Педагог- психолог

Основные сведения

Педагог-психолог: Шаронова Екатерина Дмитриевна
График работы
Цель психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения – создание обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, направленной на своевременное обеспечение сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, снижение рисков дезадаптации и негативной социализации, получение бесплатной психолого-педагогической коррекции.
Задачи психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения:
  • психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях;
  • диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся;
  • содействие в построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
  • содействие в создании условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и содействие в построении личных профессиональных планов;
  • содействие позитивной социализации обучающихся;
  • психологическая поддержка в создании условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся; психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
  • проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.) и противоправного поведения обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • содействие в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся, в воспитании осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных и наркотических веществ, табакокурению, и другим вредным привычкам;
  • профилактика насилия и защиты детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
  • содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности;
  • профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
  • психолого-педагогическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях инклюзивного обучения;
  • психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития.
Основные направления работы педагога-психолога:
  • просветительская деятельность,
  • психологическая профилактика,
  • психодиагностика,
  • коррекционно-развивающая работа,
  • психологическое консультирование.
Психологическое просвещение —это приобщение взрослых - учителей, родителей —и детей к психологическим знаниям. Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр.
Профилактическая работа — вид деятельности практического психолога, направленный на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Психодиагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Коррекционно-развивающая работа — это активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.
Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым.
Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям:
  • Консультирование педагогов.
  • Консультирование родителей.
  • Консультирование школьников
   
"Как помочь подростку справиться со стрессом".
"Методы и приемы саморегуляции".
 

Психологическое здоровье

«Тело не болеет отдельно и независимо от души» (Сократ)                

Что же такое психологическое здоровье. Самое простое определение психологического здоровья состоит в отсутствии психических расстройств.
В психологии термин «психологическое здоровье» толкуется как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности».
Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:
  • состояние психического развития, душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:
  1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
    • полное спокойствие,
    • уверенность в своих силах,
    • вдохновение.
  2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.
Психологически здоровый человек - это прежде всего человек творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно - умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра.
Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс».
  Факторы нарушения психологического здоровья
Условно все факторы можно разбить на 2 группы:
  1. Внешние (средовые) – различные негативные воздействия и негативные отношения человека с окружающими людьми. Нарушение отношений в семье, в школе, на работе и т.д. Негативные отношения у детей с родителями могут привести не только к отставанию в развитии, но и формированию у него различных эмоциональных нарушений.
  2. Внутренние – влияние нарушенной части психики на здоровую часть. Так, например, эмоциональное нарушение влияет на познавательную сферу личности, снижает способности к общению. Нарушение эмоциональной сферы мешают свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, вызывают появление соматических расстройств.
Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, страхи, агрессивность, замкнутость.
Причины нарушения психического здоровья ребенка
Психологическое здоровье ребенка определяется удовлетворенностью возрастных потребностей, успешным овладением ведущей деятельности в определенном возрасте, духовным развитием личности. К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
  1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).
  2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.
Психологически здоровый школьник - это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).
Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.
Признаками неврастении являются:
  1. Повышенная раздражительность
  2. Быстрая утомляемость
  3. Расстройство сна
  4. Сонливость
  5. Неустойчивое настроение
  6. Ухудшение аппетита
При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в
  1. головных болях,
  2. слабости,
  3. снижении аппетита,
  4. нарушении сна,
  5. ухудшении памяти,
  6. рассеянности.
Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям.
Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным?
Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
  1. доверие к ребенку;
  2. уважительное отношение к детям;
  3. в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
  4. педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
  5. детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
  6. меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
  7. чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
  8. похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
  9. помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Ключевое слово для описания психологического здоровья является слово «гармония» или по-другому «баланс». Прежде всего, это гармония между различными аспектами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Кроме того, это и гармония между человеком и окружающими людьми.
В чем же секрет гармонии внутреннего состояния и внешних успехов? Секрет в том, что есть равность достижений в 3-х важных жизненных сферах: РАБОТА, СЕМЬЯ, ЛИЧНОСТЬ. В какой из сфер вы находитесь чаще? Возможно, для вас актуальна сейчас СЕМЬЯ, и ваши мысли больше заняты семейными заботами. Или для вас важна РАБОТА и большую часть времени проводите на работе. И есть еще небольшая группа людей, которая занимается своей ЛИЧНОСТЬЮ (хобби, общение с друзьями, формирование новых умений, например, изучение иностранного языка или совершенствование во владении компьютером). В идеале это баланс равных достижений в 3-х сферах. Сфера, которая непроработана (обделена вниманием) составляет проблемное пространство вашей личности. Каждая из 3-х сфер отвечает за различные, но одинаковой важности вопросы в нашей жизни, при обделенности сферы, эти вопросы также остаются без внимания. Например, отсутствие внимания к сфере ЛИЧНОСТЬ приводит к тому, что страдают вопросы отдыха/хобби, которые и отвечают за освобождение от негативных эмоций. В результате возникает синдром хронической усталости.
Психологическое здоровье по Маслоу
По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли. Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.
Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.
Стремление к абсолютному здоровью души и тела – нормальное явление для гармоничной личности. Специальные методики окажут помощь в достижении этой цели.
Способы укрепления психологического здоровья:
  1. Режим дня и правильное питание
  2. Физическая активность
  3. Хобби
  4. Исключение вредных привычек
  5. Позитивное времяпрепровождение
  6. Эмоциональная устойчивость и саморегуляция
Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, занимаемся спортом, следим за диетой и т.д. Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий. Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов. Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы.

 

Психологическая поддержка ребенка при подготовке к ВПР

Рекомендации родителям по психологической поддержке ребенка при подготовке к ВПР
Ситуация проверки практически всегда стрессовая ситуация для многих людей. Как же помочь своему ребенку в подобной ситуации?
К сожалению, многие родители совершают ошибки в ходе подготовки своего ребенка к таким процедурам.
Типичные родительские ошибки в ходе подготовки Всероссийской проверочной работе.
  1. Отношение к ВПР, как испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья, - ошибка. Подобная установка родителей часто создает дополнительные проблемы у ребенка.
  2. Очень часто родители используют запугивание и «страшилки», обещая бед в настоящем и будущем, которые грозят при получении низкой оценки на ВПР, - это плохие помощник и в преодолении стресса.
  3. Еще одна весьма распространенная родительская ошибка – это сравнивание своего ребенка с более успешными сверстниками, старшими братьями и сестрами, подчеркивание их успехов, положительных качеств. На самом деле, все это редко приводит к желанию победить соперника или «взять с него пример», но чаще всего может просто создать конфликтную ситуацию в семье.
  4. Излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают раздражение и протест. Родителей часто возмущает желание ребенка прогуляться, отвлечься, пойти в кино или просто поваляться на диване, слушая музыку.
  5. Безусловно, усиливает волнение и страх перед ВПР подчеркивание ответственности, которая лежит на плечах ребенка, - перед школой, учителями, родителями. «Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Перед родителями будет стыдно» - не те аргументы, которые помогут снять волнение и тревогу.
Как же помочь ребенку подготовиться к ВПР?
Важнейший фактор, определяющий успешность Вашего ребенка в ВПР – это психологическая поддержка. Поддерживать ребенка – значит верить в него.
Оказывать психологическую поддержку ребенку можно разными способами. Первый способ – продемонстрировать Ваше удовлетворение от его достижений или усилий: «Ты уже так многого достиг!».
Другой способ – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать!». «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо».
Поддерживать можно также посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
Организация режима дня и питания во время подготовки к ВПР.
В период подготовки к ВПР учащимся не следует резко менять режим дня: необходимо сохранить привычное время пробуждения и отдыха ко сну, продолжительность и порядок занятий, часы приема пищи и пребывания на свежем воздухе.
Необходимо позаботиться об организации режима дня и полноценного питания! Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.
Старайтесь не допускать перегрузок ребенка. Следите чтобы ночной сон был не менее 8 часов. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Через каждые 30-40 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут. Желательно избегать в этот период просмотров кинофильмов и телевизионных передач, т.к. они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.
Рекомендации по подготовке к ВПР
  • Подготовьте различные варианты заданий по предмету.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Не нужно зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.
  • Делайте краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не умеет, покажите ему, как это делается на практике.
  • Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Заранее во время тренировки приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всей работы, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
Рекомендации по заучиванию материала
  • Главное - распределение повторений во времени.
  • Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
  • Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
  • Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
  • Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Как избежать ошибок на ВПР?
Посоветуйте детям во время проверочной работы обратить внимание на следующее:
  1. Перед началом выполнения работы необходимо пробежать глазами весь материал, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
  2. Затем внимательно просматривать весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл (характерная ошибка во время проверочных работ - не дочитав до конца, по первым словам, учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать).
  3. Рекомендуется начинать с более легких заданий, чтобы не тратить на них время.
  4. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
Как снять стресс перед ВПР? Если до ВПР еще есть время можно выполнить ряд упражнений мозговой гимнастики, которые занимают буквально по 5 минут, но очень помогают снять эмоциональное напряжение и развивают целый ряд психических процессов. Дети с удовольствием их выполняют как на уроках, так и дома.
Накануне ВПР
  • Встаньте в день ВПР пораньше, чтобы приготовить ребенку любимое блюдо. Накануне ВПР ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
  • С утра перед ВПР можно дать ребёнку шоколадку, т.к. глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
  • Если ребенок не носит часов, дайте ему часы на ВПР. Это поможет ему следить за временем на ВПР.
  • Отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки. Не создавайте ситуацию тревоги, страха, неудачи!
  • Согласуйте с ребенком возможный и достаточный результат ВПР, не настраивайте его только на максимальный, но мало достижимый.
После ВПР
  • В случае неудачи ребенка на ВПР не паникуйте, не устраивайте истерику и
  • воздержитесь от обвинений.
  • Найдите слова, которые позволят ребенку улыбнуться, расслабиться снять напряжение.

Рекомендации по подготовке обучающихся к ГИА

С учащимися, которые испытывают дефицит информации в знакомстве с процедурой ЕГЭ, необходимо провести дополнительную разъяснительную работу.
С учащимися, имеющими повышенный и высокий уровень тревожности необходимо провести занятия направленные на ознакомление с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, актуализации внутренних ресурсов.
Рекомендации педагогам:
  • Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
  • Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
  • Помогайте избежать ошибок, настраивайте на то, чтобы школьник максимально реализовал свои возможности в период проведения экзамена.
  • Поддерживайте выпускника при неудачах, вселяйте уверенность в том, что в школе ребёнок учится и ошибки при получении знаний неизбежны.
  • Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
  • Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
  • Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
Рекомендации родителям:
  1. Не тревожьтесь сами! Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  2. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
    Виржиния Сатир (американский психолог) выявила, что для хорошего самочувствия, и даже просто для жизненного выживания ребёнку необходимо минимум 8 объятий в день!
    Не стесняйтесь – обнимайтесь! Гладьте по голове ваше чадо, хорошо бы ещё лёгкий массаж предплечья!
  3. Наблюдайте за самочувствием ребёнка, т.к. никто кроме вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением.
  4. Контролируйте режим подготовки, не допускайте перегрузок. Посоветуйте вовремя сделать передышку. Объяснит ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления.
  5. Обратите внимание на питание ребёнка! Исключить чипсы, газированную воду, кофеин содержащие напитки. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, мёд, курага стимулируют работу головного мозга.
  6. Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» – основная подготовка проводится днём, если «сова»- вечером.
  7. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых. Договоритесь, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
  8. Непосредственно во время подготовки к экзаменам важно обходиться без допинга (кофе, крепкий чай, энергетические напитки, т.к. нервная система и так на взводе. Немалый вред может нанести работающий телевизор, радио. Ребёнок может слушать музыку во время подготовки, но пусть эта музыка будет без слов, инструментальная.
  9. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
    - пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть какого типа задания в нём содержаться, это поможет настроиться на работу;
    - внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
    - если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
    - если не смог в течение отведённого времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
  10. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
ПОМНИТЕ: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребёнка и помочь ему организовать самого себя.
В экзаменационную пору основная задача родителей – создать комфортные оптимальные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребёнку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что всё у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своём ребёнке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».
Рекомендации старшеклассникам по сдаче экзаменов. 
 

Детская агрессия - памятка для родителей

Агрессия… Давайте вместе с вами
Посмотрим вверх на солнце с облаками…
Дадим надежду тем, кто с нами рядом,
А сгоряча судьбу решать не надо…

Проявления детской и подростковой агрессии:
Целенаправленно - агрессия как желание нанести вред другому.
Нормативно - агрессия как норма поведения и общения.
Импульсивно - демонстративный вид – агрессия как средство привлечения внимания.
Причины детской агрессии
<Усталость.
Когда дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом.
Негативное самовосприятие.
Я плохой, и я веду себя, как плохой. Но, ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику.
Страх.
Если ребенок имеет негативный опыт отношений с людьми, он может заранее защищаться.
Требование внимания.
Для детей, на которых не обращают внимания, важен любой знак внимания, даже негативный.
Социальное научение.
Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель.
Проявление жажды власти.
Дети с нарушенными привязанностями, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно .
Чувство беспомощности, неуверенности.
Как бы он себя ни вел: дрался, кидался песком, мучил животных или крушил игрушки — под этой маской скрывается маленькое несчастное существо, глубоко неуверенное в себе.
Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональным возбуждением, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.
Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье (в основном прошлые периоды отношений), отношения в школе, в компании, и средства массовой информации.

Родители пример для агрессивности детей. Если родители “скандалисты”, то более 90% будут вести себя так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий, но в последствии он может стать жестоким агрессивным тираном.
Если родители...
  • стремятся к «идеальному» ребёнку, постоянно подгоняя его к идеалу, то до подросткового периода он может быть послушным и исполнительным, но затем стать бунтарём, агрессором.
  • считают своего ребёнка самым умным, самым красивым, «сверхценным», то ребёнок игнорирует интересы других детей, не переносит ограничений, сравнений, любая помеха вызывает агрессивную реакцию.
  • являются авторитетом для ребенка, которому через обсуждение, показ передаются конструктивная модель поведения, то дети уверены в себе, могут себя контролировать, хорошо учатся, являются привлекательными партнёрами по общению, умеют получать необходимое им без агрессии.
Как помочь ребёнку стать менее агрессивным?
  1. Создавать условия для снятия напряжения через движения (спорт, соревнования, спектакли, игры, походы).
  2. Научить правильно направлять, проявлять свои чувства, не обижая других.
Самое главное - научить ребёнка разряжаться, т.е. избавляться от раздражения, гнева, обиды. Чешский психолог Зденек Мотейчик сказал:
«Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей».
Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?
  1. Насмешками над слабыми и беззащитными.
  2. Драками с одноклассниками.
  3. Унижением девочек, символизирующих мать
  4. Плохим отношением к учителю.
  5. Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.
Рекомендации:
  • Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения.
  • Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Голод провоцирует агрессивное поведение.
  • Адекватно оценивайте возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых приведет к заниженной самооценке.
  • Избегайте практики физического наказания. После подобной тактики воспитания дети боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома.
  • Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха. Вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу не выспавшиеся и озлобленные.
Дети говорят:

Дорогие мама и папа!
  • Любите метя просто за то, что я есть, и я стану еще лучше.
  • Когда вы кричите и обзываете меня, мне кажется, что я самый плохой на свете. Тогда рушатся все мои надежды, и я перестаю верить в себя.
  • Когда я надолго остаюсь один, я чувствую себя брошенным и никому не нужным.
  • Не требуйте от меня того, чего я еще не умею.
  • Когда вы говорите: «Ты мне всю жизнь испортил», я чувствую себя виноватым. Но ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
  • Когда вы хотите сделать мне замечание, поговорите со мной наедине. Мне очень больно и обидно, когда вы делаете это в присутствии других.
  • Когда вы сравниваете меня с другими, я считаю, что меня предают. Я у вас единственный и неповторимый. Я имею право быть таким, какой я есть.
Основная причина детской агрессии – неудовлетворенная потребность в любви!

 

Как справиться с компьютерной зависимостью ребенка

Признаки компьютерной зависимости

Выделяют следующие признаки компьютерной зависимости:
  1. Длительное пребывание возле компьютера (5-6 часов)
  2. Отказ от домашних дел и приемов пищи.
    Ребенок может игнорировать домашние обязанности, личную гигиену и регулярные приемы пищи ради компьютерной игры или общения в социальной сети.
  3. Проявление радости, сменяющейся чувством вины.
    Этот симптом характерен для зависимости от компьютерных игр. Ребенок целиком погружается в мир компьютерной игры, искренне переживая неудачи, и, радуясь победам. Он может выглядеть расстроенным весь день из-за очередного «промаха» в игре.
  4. Повышенная замкнутость и нежелание общаться со сверстниками.
  5. Агрессивное поведение.
    Главный симптом компьютерной зависимости – агрессивная реакция на любые попытки и просьбы выключить компьютер. Ребенок сердится, обижается и не желает слушать аргументы родителей.
Как бороться с компьютерной зависимостью?

Если вы заметили у своего ребенка признаки компьютерной зависимости, вам необходимо набраться терпения. Вы должны понимать, что это серьезная проблема, требующая времени и эмоциональных усилий с вашей стороны.
  1. Компьютерную зависимость невозможно решить c помощью насильственных методов или психологического давления. Не выдирайте шнур из розетки, не угрожайте выкинуть компьютер из окна или отключить интернет. Это даст не никакого результата, а наоборот, усугубит ситуацию. Ребенок начнет злиться и исытывать сильное желание во всем противостоять.
  2. Вместо открытой конфронтации, попытайтесь найти общий язык с ребенком. Перестаньте говорить на тему «Как вреден компьютер!», а постарайтесь узнать, что его в нем привлекает и затрагивает. Чтобы в чем-то переубедить своего ребенка, вам нужно расположить его к себе и вызвать доверие. Поговорите с ним о его играх и иных пристрастиях в компьютере, попросите их показать. Разговаривайте спокойным, доброжелательным тоном. Сыграйте с ним в какую-нибудь игру, комментируя ее, и, говоря на отвлеченные темы. Таким образом, ребенок будет постепенно преодолевать одиночество, к которому он стремится во время игры.
  3. Проявляйте усиленное внимание к ребенку. Спрашивайте о его переживаниях, чувствах и желаниях как можно чаще. Он должен почувствовать теплоту и любовь в реальном мире.
  4. Если вы заметили, что ребенок доверительно к вам относится, предложите ему установить определённое время пребывания возле компьютера. Подчеркните, что эти правила необходимы для его здоровья. Конечно, не нужно сразу ставить большие ограничения, если ребенок привык сидеть у монитора свыше 4-х часов.
  5. Подумайте, какие проблемы мучают вашего ребенка? Компьютерная зависимость – это следствие нерешенных проблем, и, избавляясь от нее, нужно искать главные причины. Например, жизнь в виртуальном мире может быть бегством от проблем со сверстниками.
  6. Лучший способ избавления от компьютерной зависимости – это поиск чего-то нового. Существует множество спортивных секций, кружков и творческих студий. Не бойтесь экспериментировать. Но помните – нельзя заставлять или навязывать свою точку зрения! Вовлеките ребенка в мир окружающей действительности путём предложения ему какой-либо совместной деятельности. Запишитесь в спортзал, на фитнес или в бассейн и попросите его пойти с вами. Пусть он почувствует, что вам это на самом деле интересно, и вы не пытаетесь разлучить его с компьютером. Он сам оценит преимущества новых видов деятельности, а вы ему в этом поможете. Компьютерная зависимость – одна из тех проблем, которую нужно решать с помощью альтернативных методов, нежели прямого давления и нравоучений. Ведь, человек, находящийся в болезненном состоянии не может его объективно оценить. Поэтому решение этой проблемы занимает длительн
 

Как повысить самооценку своего ребенка

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.
Перед родителями часто стоит непростой вопрос: «Как добиться послушания?» И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий. Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей. Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.
Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку.
Чтобы ваш ребенок не страдал заниженной самооценкой, нужно с раннего детства работать над ее повышением. Для этого важно принять во внимание несколько важных правил.
    1. Старайтесь никогда не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Часто бывает, что родители ставят сыну или дочке в пример соседских детей, их друзей или одноклассников, указывая на успехи чужих отпрысков, и в то же время на недостатки своего. Это большая ошибка многих мам и пап — ребенка можно и нужно сравнивать только с самим собой, при этом всегда отмечать его успехи. Например: «Еще месяц назад ты читал гораздо хуже, а сейчас очень хорошо». Очень распространено, когда родители сравнивают детей с их братьями и сестрами. Это чревато еще одной серьезной проблемой — ревностью, которая порождает ненависть и конфликты.
    2. Указывайте ребенку на его преимущества и достоинства, чтобы он сам понял, в чем его сильная сторона. Например, если он в какой-то области откровенно слаб, найдите то занятие, которое у него получается лучше всех, и постоянно об этом напоминайте. Если у ребенка есть явные недостатки — помогите ему от них избавиться. Например, если у девочки излишний вес, и она страдает от насмешек одноклассников, ее можно записать на танцы.
    3. Избегайте физических наказаний, которые могут не только унизить ребенка, но и поспособствовать тому, что из спокойного мальчика или девочки вырастет агрессивный, и неуверенный в себе человек. Поэтому если обстоятельства сложились таким образом, что ребенка нужно наказать за какой-то проступок - применяйте словесные меры воздействия или на некоторое время лишите его каких-то привилегий: сладостей, просмотра телевизора, игры на компьютере, покупки новой игрушки. И еще - забудьте о крике, говорить с ребенком нужно спокойно и уверенно.
    4. Никогда не называйте ребенка плохим. Просто давайте определенную оценку его конкретному действию. Тем более, нельзя вешать ярлыки по типу «какой ты глупый», «дурак» и так далее. Запомните фразу капитана Врунгеля: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».
    5. Хвалите своего ребенка, то также очень осторожно, чтобы самооценка с заниженной со временем не превратилась на завышенную. Если родители постоянно восторгаются поступками и поведением своего малыша, то это однозначно повлияет на его мнение о себе - и, как показывает статистика, зачастую не в лучшую сторону. Поощряйте ребенка, когда он действительно этого заслужил. Например, если застелил постель или сложил свои вещи. При этом не стоит слишком акцентировать на этом внимание, достаточно всего лишь сказать «спасибо» или «молодец». Особого внимания заслуживают поступки, которые ребенок делает по собственной инициативе - они уж никак не должны остаться незамеченными.
    6. Займите правильную позицию относительно ребенка. Не ставьте его в жесткие рамки — нужно, чтобы он имел в семье свои права и обязанности, а родители прислушивались к его мнению, иногда даже признавая свои ошибки.
    7. Чаще говорите своему ребенку слова любви, обнимайте и целуйте его.
    8. Если в каком-то деле у ребенка случилась неудача, поддержите его и попробуйте помочь. Например, вместе разделите задание на части и помогайте друг другу реализовать каждый из пунктов. Ни в коем случае не критикуйте — ищите способы повысить навыки и способности отпрыска.
Помогайте ребенку поверить в себя и свои способности!